Кармический бумеранг, или что такое ОСВВ
Как сложилась судьба чиновника, впервые в российской истории разрешившего ОСВВ? Аббревиатура означает запрет на гуманный отлов бродячих собак, наделение их правами и бесконечное освоение денег на программе стерилизации с последующим выпуском этих зверей на улицы для свободного обитания.
Лихие девяностые. По улицам ездят вишневые девятки и шестисотые мерседесы. По Арбату бродят лысые мужики с бубнами, мурлыкая себе под нос «Харе Кришна». Собачьих стай в столице пока нет — городская служба отлова собак успешно функционирует. Не успели развалить, как это ни странно. Только что избрали Ельцина на второй срок. В мэрии Москвы работает некий Кравчук. В соседних, более хлебных департаментах Тверской,13 сосредоточенно пилят бабло. Детям дворцы строят. Мерседесы любовницам покупают. А тебе — 45 и ты простой начальник какого-то жалкого ветеринарного управления. Ни денег, ни бл%дей, сиди эпизоотиями занимайся и за карантинными мероприятиями следи. Но однажды в кабинет зашел предприимчивый гражданин.
«О гуманных методах обращения с бездомными животными в Москве впервые задумались в 1996-м. Профессор Медицинского университета им. Сеченова Андрей Шестаков в это время возглавлял ветеринарный центр, созданный на базе вуза. Вместе с тогдашним начальником департамента ветеринарии мэрии Москвы Михаилом Кравчуком он предложил использовать метод ОСВВ» (из статьи на портале «Медуза»).
Андрей Шестаков — талантливый человек, он умел зарабатывать деньги. Он работал на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии. Его «Ветеринарный центр» торговал кормами для животных. Ну кто в 90-ые не подался в торговый бизнес? Все крутились как могли. Даже профессор анатомии.
Но Кравчук — он же профессионал и кому как ни ему, не знать что такое эпизоотии и чем грозит запрет на отлов бродячих собак в мегаполисе. И что такое бродячие собаки в свободном полете на городских улицах. Начальник управления ветеринарии прекрасно понимал, что любой псине нужно раз в три месяца давать таблетки против гельминтов, а раз в год прививать от бешенства и множества других болезней, передающихся как другим собакам, так и людям.
«Деньги, конечно, хорошие» (из фильма «Бумер 2»)
В начале 1996 года мэрия Москвы поручила благотворительному фонду помощи животным «Сирин» разработать комплексную общегородскую программу «Животные городе», в ней выдвигалась идея замены безвозвратного отлова собак на ОСВВ, а бродячие собаки объявлялись «неотъемлемым элементом городской фауны».
Из 35 существовавших в то время ветеринарных клиник, подряды на программу стерилизации получили четыре. Разогнали городскую службу отлова. Полилось бабло. Завыли собаки на улицах. Их почикали на деньги из городского бюджета скальпелем в клиниках и выбросили обратно — в промзоны, во дворы, на детские площадки.
Программа стерилизации бездомных собак действовала в Москве до 2008 года. Только за 5 лет ее реализации из городского бюджета было затрачено более 200 млн рублей.
«В годы реализации общегородской программы стерилизации в Главном Ботаническом Саду РАН появились стаи бездомных собак, которые жили в вырытых ими норах, а также в убежищах, построенных из подручных материалов в лесопарковой зоне их опекунами — пенсионерами. В репортаже, датированном 2006 годом, сообщалось о 50 собаках, живущих на территории сада, дающих обильный приплод, журналисты газеты «Известия» сообщили о стае в 20 собак, которые спят под коллекционными растениями и следят, чтобы люди не ходили по газонам» (из Википедии).
Около 6 утра 14 января 2004 года в районе станции метро «Владыкино» стая из 30 бездомных собак серьёзно покусала 54-летнего опекуна животных Валентину Архипову, которая пришла их покормить. Она скончалась от ран в больнице. Двумя днями ранее стая собак напала на том же месте на другую женщину, которая была госпитализирована в больницу с серьёзными травмами.
20 января 2005 года состоялась пресс-конференция с участием главного редактора Красной книги Москвы, заведующего лабораторией НИИ Охраны природы Бориса Самойлова, на которой он обнародовал данные о том, что из-за того, что мэрия Москвы «занимается по сути дела разведением бездомных собак», так как ее чиновниками «была придумана какая-то непонятная теория, что собакам должно быть предоставлено право самим регулировать свою численность и жить в городе свободно, как в природе», бездомные собаки подвергли уничтожению дикую фауну обитающую на территории города. Некоторые виды, по словам Самойлова, полностью уничтожены бездомными собаками. В частности, это пятнистые олени, косули, лани (в московской части Лосиного острова), заяц-беляк (в Серебряном бору) и др. По словам Самойлова, «все животные, за исключением белок, которые могут спрятаться на деревьях, обречены на уничтожение собаками.». Самойлов назвал программу стерилизации в Москве «абсолютно маразматическим вариантом», а теорию саморегуляции бродячих стай назвал «не выдерживающей никакой критики с точки зрения популяционной экологии».
В бюджет 2008 года на реализацию программы было заложено 127 миллионов 315 тысяч рублей. В апреле 2008 года 55-летний кандидат технических наук, программист Владимир Гайдаржинский совершал традиционную пробежку по Измайловскому парку. На центральной аллее около 19 часов вечера он был атакован стаей бездомных собак, имевшей опекунов — престарелых москвичек. От ран и покусов Гайдаржинский умер неделей спустя в реанимации. После этого инцидента, получившего широкий общественный резонанс, программа стерилизации, подразумевавшая возврат зверей «в места привычного обитания», была прекращена.
Но мы забыли про главного героя нашего повестования. Из мэрии Кравчук пошел на повышение — в министерство сельского хозяйства РФ. Над всей страной нависла туча ОСВВ.
«Быстро едет мерседес
Техно громкое играет
В жизни всякое случается
Если раз кому-то там везет
Может он и облажается»
(из песни «Ехал Вася по Можайке» группы «Наив»)
4 апреля 2002 года. Главный государственный ветеринарный инспектор РФ Михаил Кравчук тяжело заболел. Перед отъездом в командировку в Китай Кравчук жаловался сослуживцам на плохое самочувствие. Как сообщили «Regions.Ru» в Департаменте ветеринарии российского Министерства сельского хозяйства, в Пекине у Михаила Владимировича парализовало ноги.
17 февраля 2003 года. Михаил Кравчук освобожден от должности руководителя Департамента ветеринарии — главного государственного ветеринарного инспектора РФ Министерства сельского хозяйства РФ по собственной просьбе.
Человеку только исполнилось 50. Казалось, жить да жить и стремительную карьеру продолжать — и на тебе кармическим бумерангом по голове.
Для справки: «Методика «Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат», известная также как «ОССВ» или «программа стерилизации бездомных животных» предусматривает замену собой практикуемого в большинстве стран мира безвозвратного отлова бродячих собак. Она также предполагает запрет на усыпление невостребованных особей в приютах. Вместо этого предлагается возвращение самок стерилизованных собак в места поимки и последующее свободное безнадзорное обитание на улицах. Реализуется по образцу аналогичных программ, проводившихся зоозащитными активистами из стран Западной Европы, оказывающими помощь животным в ряде городов Индии с 1990-ых годов. Финансируется на средства областных и городских бюджетов. Исполнителями выступают частные фирмы — ООО, ИП, АНО приюты для животных и аффилированные с ними ветеринарные клиники.
Стратегия ОСВВ допускает совместное обитание популяции бездомных собак, кошек и диких животных. При этом бродячие собаки в условиях свободного обитания формируют стайную иерархию и становятся доминирующими хищниками в масштабе городской экосистемы, в результате чего массово истребляют бездомных и гуляющих домашних кошек и диких животных, в том числе редких и исчезающих видов.
В Москве программа проводилась с 1998 по 2009 год, пока не была прекращена из-за неэффективности, угрозы санитарному благополучию населения (вспышек бешенства), уничтожения дикой краснокнижной фауны городских парков стерилизованными безнадздорными собаками и ряда скандалов, связанных с хищением средств. В ряде других регионов была запущена с середины первой декады 2000-ых годов. Находит поддержку среди ряда борцов за права животных, политиков и журналистов СМИ, которые требуют закрепить ОСВВ в качестве основного метода обращения с бездомными собакам в федеральном законодательстве. Критикуется профильными специалистами — санитарными и ветеринарными врачами, кинологами, а также защитниками бездомных кошек. В числе одной из основных претензий к программе — вакцинацию от бешенства нужно проводить не реже 1 раза в год, повторный отлов всех стерилизованных животных для этого в условиях крупных городов невозможен. В качестве негативных последствий ОСВВ называется рост самовольных отравлений стай бродячих собак местными жителями в целях превентивной самозащиты, и недовольными тем, что эти животные больше не отлавливаются, а также появление движения догхантеров.
Как отмечала в 2012 году правительственная «Российская газета», у программы ОСВВ, которая продвигается зоозащитной общественностью, деятелями театра и мастерами искусств, нет научного фундамента: она базируется лишь на эмоциях, эксплуатируя гуманные чувства граждан.
В январе 2017 года Верховный суд Российской Федерации принял решение об отказе от практики обратного выпуска в «прежнюю среду обитания» стерилизованных бродячих собак. Такое постановление судом было вынесено по иску гражданского активиста из Ростова-на-Дону, по мнению которого, свободно обитающие бездомные собаки — потенциальные разносчики опасных инфекций, а также представляют угрозу для общественной безопасности. Активисту удалось доказать, что безнадзорные хищные животные, обитая без контроля ответственного хозяина, являются причиной нарушения его права на здоровую окружающую среду. В марте 2017 года решением Вологодского областного суда ОСВВ была запрещена как противоречащая санитарно-эпидемическому законодательству, в этом регионе она проводилась с 2015 года, в самой Вологде — с 2009 года. В апреле 2017 года областная прокуратура потребовала запретить ОСВВ в Нижнем Новгороде»