О поведении бездомных собак
Цигельницкий Евгений Генрихович,
кинолог, преподаватель, автор книг,
публикаций, методических разработок
и учебных программ в области кинологии
В пригороде, у метро, в лесопарке или вблизи гаражей и свалок мы имеем дело с РАЗНЫМИ животными, для которых могут быть характерны СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ поведенческие репертуары.
А с учетом того, что бродячая собака (БС) подвергается одновременно ЕСТЕСТВЕННОМУ и ИСКУССТВЕННОМУ отбору — их поведение подвижно не только в зависимости от среды и образа жизни — но ВО ВРЕМЕНИ.
Проще говоря — когда их ловили и преследовали — адаптивными были осторожность и трусость, а когда их полагается почитать и «целовать следы, по которым они ходили» (на коленях или раком — как удобнее) — преобладать будут наглость и хищничество.
Это логично, так как это просто как один плюс один, азбука этологии.
Все живое на Земле эволюционирует по общей закономерности — оно должно быть АДАПТИВНО. Меняется среда — меняется адаптивность.
В связи с тем, что сами БС обитают в разной среде — у них разное поведение. А поскольку собака (канис фамилиарис) вообще-то — продукт искусственного отбора, выведена ЧЕЛОВЕКОМ ЧТОБЫ БЫТЬ ДОМАШНЕЙ и у нее серьезно модифицировано охотничье поведение — она живет в «антропогенной среде», проходя путь от синантропа — до инвазивного хищника с той или иной скоростью и успехом в зависимости от многих факторов.
Биологи МГУ и Института проблем экологии и эволюции им. Северцова исследовали поведение БС в конце прошлого столетия. Тогда, по поведению и занимаемой в городской среде нише было выделено несколько основных типов БС: «опекунские» (не вполне «бездомные»), «попрошайки» и одичавшие («призраки», дички), бездомные без оговорок, для каждого из которых характерен свой поведенческий «портрет».
«Опекунские» (к ним же можно отнести «самовыгульных» у безответственных владельцев и маргиналов) — еще могут считаться «относительно домашними» — у них сохраняются прочные связи с определенными людьми, есть постоянная территория проживания и регулярное питание. Поведение мало отличается от поведения домашних собак: характерна территориальная агрессия, обостряющаяся в темное время суток. Опасны для владельческих собак и одиноких прохожих, так как склонны окарауливать территорию и могут считать «своей» не только участок или объект, где живут и кормятся — но прилегающие участки, к которым имеют свободный доступ и пометили как «свое». Вне постоянных точек «дислокации» — индифферентны или предпочитают «не связываться» (могут полаять, но если их не испугались — проявят пассивно оборонительную реакцию). Но на СВОЕЙ земле — могут проявлять недюжинную стойкость и прогнать или испугать их — не так просто (или — вообще невозможно, если лидеры группы уверены в себе и достаточно «отморожены»). В этом они мало отличаются от домашней караульной собаки.
И беда в том, что прохожие не могут учуять их метки и не знают, где «нейтральная земля» — а где участок, помеченный сворой. И от этого могут происходить трагедии (как, например, не так давно — в Красногорске).
«Попрошайки» тоже имеют «свои участки», но в отличие от опекунских — определяют их сами. Это рынки, площади у метро, участки теплотрасс с прилегающим «бойким местом», свалки. Они не имеют постоянных опекунов, но тяготеют к людным местам, и местам, где постоянно появляются объедки и отбросы, так как там питаются. Совершенно не боятся человека, как правило — индифферентны к людям, но только до тех пор, пока «людей много». Например, живущая в переходе метро стайка будет скромно попрошайничать, пока там людно и открыто метро. А когда время идет к закрытию и прохожие уже одиночные — собаки начинают их облаивать и вести себя угрожающе. Те же самые. Так как «по их часам» — все, настало их время. Их внимание уже не рассеивается на десятки людей, они собираются отдохнуть и считают, что это уже «не общая земля», а «их спальня». Могут быть крайне опасны, так как обычный человек совершенно не понимает их «логику» и привыкает считать их совершенно безопасными. Да еще и ведет себя «неправильно», пытаясь отогнать, когда они начинают лаять (лай — это еще не нападение, это сигнал). Тогда они легко могут перейти к решительным действиям.
Так как бездомных собак периодически отлавливают — отлов это не только форс-мажор, но и — «фактор искусственного отбора», в котором наивысшие шансы уцелеть — у самых ОСТОРОЖНЫХ И НЕДОВЕРЧИВЫХ. Они сами избегают общения с человеком и аналогично учат щенков. Они стараются щениться подальше от людей (и человек не запечатлеется у щенков в раннем возрасте), осторожны, выходят на свалки и помойки в темное и безлюдное время суток, успешно осваивают ХИЩНИЧЕСКИЙ образ жизни (уничтожая других животных), но часто убивают «от скуки» или убив — могут не есть, а пойти есть на свалку. Наибольший вред они приносят фермерам, фауне лесопарков и пригородных лесов, заповедников и заказников. В этих условиях они гораздо хуже диких лис и волков, так как у них «сломано» естественное охотничье поведение: они более упорны в преследовании, меньше боятся человека и часто убивают не будучи голодными (дикий хищник пока сыт — не охотится). Когда и как они могут включить человека в свою «пищевую цепочку» — вопрос открытый.
Теоретически — в любой момент.
Кроме того, поведение БС поодиночке и в группе — РАЗНЫЕ ВЕЩИ. Мы можем, например, протестировать в условиях приюта поодиночке 10 собак — и все они достоверно продемонстрируют на человека пассивно-оборонительную реакцию. Потом их выпустят в разных местах в пределах населенного пункта, но они, послонявшись и поискав «лучшей доли» — соберутся в стаю, например — из 7 голов, у рынка. Или «кастрюля» какая-нибудь их прикормит «между школой и детским садиком». И в группе (в стае) от их «пассивно-оборонительного поодиночке» не останется НИЧЕГО. Ни Николая, ни Ивана, ни Харитона, ни Ульяны — ни даже Якова. Они быстро «определят» свою территорию, кормовой ресурс — и будут окарауливать его точно так же, как в описанных выше случаях. Независимо от того, стерилизованы они — или нет.
То, что описано выше объясняет разнообразие в «личном опыте» о БС и РАЗНИЦУ в их поведении раньше (когда их активно преследовали, «выбивая» агрессивных и опасных в первую очередь, что не давало шанса «учить остальных») — и сейчас, когда нам внушается, что их надо боготворить, отдавать какие-то «долги» (хотя они на 60% воспроизводятся сами, на 30% за счет «опекунских» и только на 10% — за счет потеряшек и выброшенных и у них шансы выжить — минимальные обычно). Естественно, будучи животным с очень пластичным поведением и высокой способностью к адаптации — БС многих «удивляют» своими переходами от одного поведения — к другому.
И еще не раз — «удивят».
Но «удивляться» этому можно только не имея НИ МАЛЕЙШЕГО ПОНЯТИЯ о поведении псовых и элементарной этологии.
А если немного разобраться — все закономерно, логично и АБСОЛЮТНО ПРЕДСКАЗУЕМО.
И просто, как один плюс один.
ДЕЛИТЕСЬ! Это очень важно понимать!